С каждым годом наш семинар растет и развивается, и в этот раз в нем приняли участие 85 человек — представители благотворительных фондов, волонтерских групп и пациентских организаций из самых разных регионов нашей страны, от Калининграда до Владивостока. В этом году изменился и формат мероприятия: традиционные выступления экспертов уступили место интерактивным тренингам, участники которых получали не только теоретические знания, но и практические навыки. Ведь благотворительность в России начала развиваться совсем недавно, сотрудникам большинства фондов остро не хватает профессиональных умений. Екатерина Чистякова«Многие из нас стали руководителями и сотрудниками благотворительных фондов вовсе не из желания построить соответствующую карьеру, — так прокомментировала новый формат семинара директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова. — И нам приходится на собственных ошибках учиться вести переговоры, создавать фандрейзинговые проекты и общаться с прессой. В крупных бизнес-компаниях сотрудников часто учат всему этому в ходе тренингов.
К сожалению, благотворительным фондам в России это часто недоступно. Тренинги стоят слишком дорого. Поэтому мы решили дать возможность нашим дружественным НКО пройти обучение хотя бы по одному из направлений, которые кажутся нам важными в нашей общей работе». В рамках семинара прошли тренинги и практикумы на самые актуальные для работы НКО темы: взаимодействие с органами государственной власти, корпоративный фандрайзинг, взаимодействие со СМИ, управление персоналом НКО, переговорные технологии, публичные выступления. Тренинг «Взаимодействие социально ориентированных НКО с органами государственной власти» вел Дмитрий Григорьев, управляющий партнер Сonsulting Systems, тренер-консультант в области организационного развития и менеджмента с 1990 года, кандидат психологических наук. Программа тренинга была сформирована с учетом многолетнего опыта Дмитрия и была целиком направлена на то, чтобы участники не только прослушали теоретический курс о том, каким образом эффективно выстроить взаимодействие с органами государственной власти, но и получили практические навыки такой работы и попробовали выстроить ее в смоделированных тренером ситуациях. Не секрет, что деятельность благотворительного фонда очень часто и достаточно плотно пересекается с различными задачами, которые решает государство. Для благотворительных фондов, которые занимаются финансированием лечения, это особенно актуально, так как нам всем постоянно приходится участвовать в сложнейшей цепочке «врач — администрация медицинского учреждения — департамент здравоохранения — министерство здравоохранения». Без непрерывных переговоров и переписки с этими инстанциями в лечении тяжелобольного ребенка не решается ни один вопрос. Также понятно, что зачастую тема для общения с органами государственной власти является достаточно конфликтной, сложной, требующей от участников полной вовлеченности и способности договариваться. Когда речь идет о спасении детской жизни, переговоры часто становятся очень эмоциональными и проходят крайне тяжело. Дмитрий учил наших слушателей тому, как сделать процесс построения взаимоотношений с чиновниками системным, как наладить процессы таким образом, чтобы вопросы решались максимально быстро и ни одна из сторон не чувствовала себя некомфортно. На тренинге также шла речь о том, каким образом воспринимают друг друга благотворительные организации и чиновники и как превратить изначально конфликтные ситуации в диалог. Слушателям также были представлены различные техники и технологии ведения переговоров, а во второй части тренинга у них была возможность попробовать все это на практике и выслушать замечания и предложения коллег и тренера. Татьяна ЗадиракоЕще один, пожалуй, самый актуальный для любого благотворительного фонда тренинг — по корпоративному фандрайзингу. Ведь корпоративные пожертвования позволяют решить сразу неколько задач: и быстро собрать деньги на лечение конкретного ребенка, и привлечь спонсора для реализации какого-либо проекта, и помочь с оборудованием или ремонтом отделения в клинике. Тренинг проводила Татьяна Задирако, исполнительный директор благотворительного фонда «Дорога вместе», один из учредителей и председатель Совета ассоциации фандрайзеров России. Программа обучения разрабатывалась в течение нескольких лет и учитывает обширный опыт тренера в организации и проведении подобных тренингов. Она рассчитана как на новичков, так и на тех, кто уже давно в благотворительности. В первой части тренинга Татьяна подробно остановилась на техниках фандрайзинга, дав слушателям полное представление о том, каким образом можно вести переговоры с корпоративными жертвователями, как расширять свой портфель доноров и что делать для того, чтобы корпоративные благотворители жертвовали деньги постоянно. Вторая часть тренинга была посвящена другой «стороне процесса» — самому фандрайзеру. Ведь каждый из тех, кто приходит к руководителю компании просить о пожертвовании, склонен к разным типам ведения переговоров и даже имеет разную мотивацию. Определить свой психологический тип фандрайзера, и выявить, каким образом, опираясь на свои особенности, добиться наилучшего результата — важнейший навык фандрайзера. Татьяна учила слушателей, как лучше подготовиться к встрече и провести ее так, чтобы использовать свои самые сильные стороны и получить максимальную отдачу. Практическое занятие в группахБольшое внимание было уделено практической части: каждый участник получил задание по подготовке к гипотетическим переговорам и разработке презентации фонда и потребности, на которую необходимо было собрать деньги. Затем все презентации прошли публичную защиту, получив не только комментарии и предложения коллег, но и важнейшие замечания от тренера. Тренинг-практикум по управлению проектами в благотворительности на примере построения волонтерской группы проводила специалист в области управления персоналом, менеджер консалтинговой компании КПМГ Дина Дьякова. Тренинг был ориентирован, прежде всего, на руководителей региональных благотворительных фондов и включал в себя теоретическую часть и практикум. Благотворительные проекты требуют такого же серьезного менеджмента, как и проекты в сфере бизнеса, поэтому для начала Дина подробно рассказала, из каких этапов состоит любая проектная деятельность, в том числе как вести планирование, строить временной график и учитывать затраты. А в качестве примера проекта, близкого и понятного всем участникам, было выбрано создание волонтерской группы. Это был, действительно, очень актуальный вопрос для всех наших слушателей: какие конкретные шаги надо предпринять, чтобы группу энтузиастов превратить в устойчивую команду с хорошим управлением? И чтобы закрепить полученные знания, все участники мероприятия в составе мини-групп приняли участие в выполнении практических заданий: как искать волонтеров, где их искать, как выстраивать коммуникации и как мотивировать волонтеров. В результате получился настоящий обмен находками и идеями, и многие участники смогли найти ответы на актуальные для себя вопросы. Ведь в тренинге участвовали представители самых разных благотворительных фондов, и более опытные с удовольствием делились своими наработками с новичками. Вообще, тренинги были один интересней другого: и «Взаимодействие со СМИ» от Российской ассоциации по связям с общественностью, Коммуникационного агентства SPNcommunications и Росатома, «Мастерство деловых переговоров» от президента фонда «Стратегия» Виталия Матросова и «Принципы профессионального общения при оказании помощи» от врача-консультанта по паллиативной помощи Аннны Сонькиной. Жаль, что невозможно рассказать обо всех в одной статье. Зато можно поблагодарить! И мы сердечно благодарим всех тренеров, кто принял участие в нашем семинаре: Дмитрия Григорьева, Татьяну Задирако, Анну Сонькину, Елену Брандт, Василия Корельского, Виталия Матросова, Виталия Гуриновича, Юлию Грязнову, Дину Дьякову! Лада Давыдова, фонд AdVitaДва дня семинара шли интенсивные и интересные занятия по группам, а в конце все собрались на объединенный семинар, где, наконец, слово было предоставлено самим участникам. Фонд из Новосибирска «Защити жизнь» рассказал о своем опыте создания паллиативной выездной службы для детей в регионе, Санкт-Петербургский фонд AdVita — об успешной работе с благотворительными сувенирами, а брянский фонд «Ванечка» — о своей акции по сбору средств «Победим вместе». И совсем под конец работы семинара экспромтом было решено сообща обсудить еще ряд проблем, связанных с финансовой ситуацией в стране: о том, как фондам работать в условиях кризиса, сокращения пожертвований, когда корпоративные жертвователи сворачивают свои благотворительные программы, а цены на и без того дорогие зарубежные препараты растут вместе с курсом евро. Этот спонтанный коллоквиум как нельзя лучше показывает, что семинар — это встреча людей, которые уже давно и долго работают друг с другом, занимаются одним общим делом и всегда готовы поделиться опытом и знанием, чтобы найти выход из самой сложной ситуации. И выход всегда находится! Мы благодарим всех приехавших на семинар участников и всех докладчиков! Спасибо ребятам из Comedy Club, невероятно украсившим совместный ужин участников семинара, Роману Попову и Огану Григорянду (дуэт «20:14»), а также диджею DJ Va! Отдельное спасибо организатору семинара координатору фонда «Подари жизнь» по работе с регионами Ирине Чебаковой, помогавшим ей ивент-менеджеру фонда Юлии Павловой, дизайнеру Анне Сокальской и всем работавшим на семинаре волонтерам. Огромное спасибо компаниям, при поддержке которых семинар состоялся: главному партнеру компании «Лаборатории Касперского», а также компании КПМГ. Благодарим также компании «Шишкин лес», «Сады Придонья», «Точка рекламы». Материал в полном объеме Вы можете просмотреть и ознакомиться на сайте Фонда «Подари жизнь»