По мере роста ребенка изменяются и его игры. Никого это, конечно, не удивляет.
Но почему это происходит? Какие изменения в развитии ребенка позволяют освоить новые игровые навыки? В каких возрастных периодах должны появляться те или иные игры? О чем говорит отсутствие их в игровом репертуаре ребенка?
Всем этим вопросам и посвящена данная статья, в которой мы поэтапно рассмотрим появление конкретных видов игр в жизни ребенка и психологические изменения, лежащие в их основе. Прочитав этот материал, вы сможете не только радоваться, наблюдая, как ваше чадо развлекается тем или иным способом, а еще и внутренне гордиться, понимая, какие важные психологические достижения и скачки в развитии стоят за этим видом игры. Если же игра вашего ребенка вызовет у вас беспокойство своим несоответствием возрастным нормам, то это тоже позитивный момент, так как лучше вы сами это вовремя заметите и подкорректируете, чем потом будете слушать о более серьезных трудностях от воспитателей и учителей.
Сразу нужно оговориться, что игры предыдущего этапа развития вовсе не обязаны исчезать из жизни ребенка. Просто наряду с ними он уже выбирает новые забавы, которые постепенно вытесняют старые по частоте использования.
Беру, гремлю, кидаю, или Игры от 0 до 18 месяцев
Как только маленький пищащий сверток появляется в доме, поздравить семью с прибавлением спешат родные и друзья. И все они несут подарки и новому члену семьи, который еще, кажется, ничем, кроме маминой груди, не интересуется. Так детская комната традиционно наполняется игрушками для самых маленьких: погремушками, пищалками и вертушками всех сортов.
Так как это происходит быстро и само собой, то родители часто не задумываются, какую роль играют эти красочные безделушки в развитии их ребенка. Хотя, как правило, все взрослые интуитивно начинают использовать эти игрушки, пытаясь отвлечь или порадовать малыша. Однако у игрушек для новорожденных есть и не такая сиюминутная роль.
Период новорожденности (от рождения до четырех - шести недель) - это период формирования у детей первых реакций, необходимых для их полноценного психического развития. Прежде всего, это зрительное сосредоточение (то есть умение сконцентрировать внимание на зрительном образе) и слуховое сосредоточение (то есть умение сконцентрироваться на звуковом сигнале). Таким образом, у ребенка развиваются важные характеристики восприятия, а значит, закладывается основа его дальнейшего интеллектуального развития. Ведь, как показывают психологические исследования, от сформированности качеств восприятия зависят такие познавательные процессы, как внимание, память и, прежде всего, мышление. Так что не пропустите такой важный период жизни малыша, чтобы потом через несколько лет не сетовать на его плохие успехи в детском саду и позже в школе.
Что же могут сделать любящие родители, чтобы позаботиться об основе дальнейшего развития ребенка? Нужно быть внимательными к различным реакциям новорожденного и постараться заметить у него наличие или отсутствие следующих проявлений. У большинства детей уже к четвертой неделе жизни появляется слуховое сосредоточение, а к пятой-шестой неделе - зрительное сосредоточение. Внешне эти явления можно наблюдать, попробовав привлечь внимание ребенка каким-то необычным звуком (воспользуйтесь погремушкой или музыкальной игрушкой) или ярким предметом (берите практически любую современную игрушку, так как эта особенность новорожденных учитывается производителями). Если малыш действительно сосредоточился, то у него прекращаются все другие реакции - он замирает. Теперь, продолжая издавать этот звук и двигать игрушкой, начните передвигаться по комнате. Если новорожденный пытается проследить взглядом за вашей рукой или повернуть голову на источник звука, то его развитие соответствует норме и вскоре он перейдет на другой этап развития - период младенчества (который будет продолжаться уже до года).
Что делать, если это не так?
Если вы, как ни старались, не смогли обратить внимание ребенка на игрушку, то имеет смысл обратиться за консультацией к педиатру, проверить слух и зрение ребенка, а также его общее физическое развитие. Проверьте также, комфортно ли было малышу во время этого домашнего эксперимента. Если окажется, что он был мокрый или голодный, то ничего удивительного нет в том, что он не смог переключить свое внимание с тревожащего его ощущения.
Если же реакцию у младенца вызвать вам все же удалось, но слабую и быстро угасшую, то обратите внимание на ежедневный уход за ним и на оформление того места комнаты, где стоит его кроватка. Постарайтесь сделать так, чтобы то, что попадает в сферу видимости новорожденного, было очень ярким и красочным. Попробуйте чаще менять игрушки, давать их на рассмотрение ребенку не все сразу. Если вокруг него будет создан мини-склад из ярких предметов, то никакой способности к сосредоточению развить не получится.
Обратите также внимание, не слишком ли много резких звуков слышно в вашем доме? Разумеется, если у вас есть старшие дети, любящие кричать и громко слушать музыку, или соседи, постоянно ссорящиеся и бьющие посуду, то нельзя судить о развитии ребенка только на основе отсутствия у него слухового сосредоточения. В описанном "громком" доме он, скорее всего, привык воспринимать все звуки как привычные шумы, не стоящие внимания. Если вы подозреваете, что в развитии вашего малыша играют роль такие условия, то попробуйте повторить опыт в тишине, например на прогулке в лесу.
Если же вам кажется, что все вышеперечисленные факторы к вашему дому совершенно не относятся (есть игрушки, тишина и все, что нужно для роста ребенка), то попробуйте еще раз взглянуть на свой стиль обращения с ребенком. В первую очередь это касается матерей. Подумайте, достаточно ли часто вы берете ребенка на руки, говорите с ним, носите его по квартире? Ведь эмоциональная привязанность матери (выражающаяся в том, что она выполняет не только "обязательную программу" в уходе за своим сыном или дочерью) является самым лучшим условием развития младенца. Дети быстрее и лучше развиваются у мам, которые создают им атмосферу любви, безопасности, предсказуемости действий взрослого. Эмоционально отзывчивым родителям проще и естественнее удается привить детям интерес к объектам окружающего мира.
Как вы, наверное, обратили внимание, пока в нашем описании еще не появилась непосредственно игра детей. Ведь в первые месяцы жизни игрушками новорожденных играют взрослые, привлекая внимание детей. Однако скоро эти разноцветные погремушки и пищалки возьмет в свои руки их полноправный хозяин, то есть сам ребенок. Примерно в четыре месяца малыш обнаруживает у себя руки и пальцы: сводит руки вместе, обхватывает одну другой и следит за собственными движениями. А уже в пять месяцев большинство детей начинают пользоваться таким замечательным приспособлением, как руки, - пытаются дотянуться до интересующего их предмета и схватить его. Вскоре к этому совершенствующемуся навыку добавляется умение сидеть и ползать, тогда уже начинается новый бурный этап развития, в котором игра и игрушки приобретают очень важное значение.
Поначалу (в пять-восемь месяцев) в игре ребенка преобладают, конечно, очень примитивные манипуляции с игрушками. На данной стадии игровые навыки малыша ограничиваются тем, что он умеет брать игрушку, трясти ее и бросать. И это большой прогресс - ведь раньше такие манипуляции с игрушками выполняли взрослые, показывая таким образом способы обращения с этим предметом. Но ребенок, повторяя такие действия, не просто подражает поведению родителей. В это время происходит очень важная работа - малыш исследует мир: рассматривает его, прислушивается, трогает, пробует на вкус. Теперь уже в качестве игрушек ребенок воспринимает все предметы в комнате, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы ему не встретилось "игрушек", опасных для жизни. Именно в этом возрасте у детей выражается интерес ко всему новому, что является частью их исследовательского поведения.
В это же время вы можете понаблюдать, как ребенок запоминает простые закономерности. Каждый малыш, уронив или бросив игрушку на пол, видит, как взрослый поднимает ее и отдает обратно. Такие действия часто повторяются неспециально, в повседневном общении с ребенком, и вскоре он запоминает связь между этими событиями. У многих детей это тут же перерастает в игру, которую можно назвать "я кидаю - ты подними".
На втором полугодии жизни дети помимо этого начинают осваивать и другие игровые формы общения со взрослыми. Многим нравится игра, которую можно было бы назвать "подержал - отдай обратно". В процессе этого занятия они отдают предмет другому человеку и ожидают получить его обратно.
Некоторые мальчики и девочки к восьми месяцам умеют играть в детские прятки, когда один человек "прячется", закрывая лицо ладонями, а потом говорит "ку-ку" (или что-нибудь подобное) и открывает лицо, вызывая радость у другого играющего (который ужасно рад снова обнаружить родного человека).
Обратите внимание на присутствие подобных игр в поведении вашего ребенка, ведь они являются показателями развития средств общения и взаимодействия с другими людьми!
Что делать, если это не так?
Если вы не видите в репертуаре своего ребенка (в возрасте до года) таких социальных игр, не расстраивайтесь. Если у него не возникли спонтанно такие игровые навыки, но при этом у вас имеется хороший эмоциональный контакт с малышом, то нужно вспомнить о том, что обучение во многом ведет за собой развитие. Поэтому приложите усилия и начните сами играть с ребенком в такие игры, показывая ему образец действий и заражая положительными эмоциями.
В девять-двенадцать месяцев применение игрушек может стать уже более сложным. Ведь к этому возрасту практически все дети умеют хорошо передвигаться (кто на четырех конечностях, а кто уже на двух) и сидеть. Таким образом, у них освобождается для игрушек две руки и можно манипулировать сразу обеими, например стуча игрушками друг об друга. Многие уже начинают соотносить размер игрушки и какого-нибудь отверстия, например щели за шкафом, и точно определяют, какой предмет надо взять, чтобы с успехом запихнуть его за шкаф. При этих растущих умениях дети продолжают воспринимать весь дом как территорию для исследования, поэтому с легкостью открывают дверцы, отодвигают засовы и т. п.
В это время их уже можно научить таким простым совместным играм, как перекатывание мяча с другим человеком.
Если раньше ребенок играл в прятки с мамой (или папой), то теперь можно попробовать поиграть в игру "отыщи игрушку". Для этого привлеките внимание ребенка игрушкой, после чего ненадолго спрячьте ее, переставив на новое место или накрыв платком. Пусть ребенок попробует найти спрятанный предмет. Если поиски затягиваются, то помогите ему, ведь малыш еще не может так долго регулировать свою активность (он просто переключится на другие занятия). Если же ему удается принимать участие в этой игре, то мы можем говорить, что у ребенка активно развивается целый комплекс значимых характеристик: память (позволяющая удерживать в голове образ того, что ищется), внимание (нужно сосредоточиться и отвлечься от других объектов), основа произвольных действий (которые организуются специально для достижения определенных целей), а также навыки взаимодействия со взрослым.
Главным достижением ребенка первых восемнадцати месяцев жизни является усовершенствование восприятия и собственной координации. Поэтому к концу этого периода как подтверждение этого достижения могут выступать игры, в которых малыш осваивает пространство. Например, малыш уже способен выстроить в ряд игрушки на пороге комнаты или выложить линию из огурцов, взятых из вашей сумки, от окна до стены.
Бегу, верчусь, валяюсь, или Игры от 1,5 до 4 лет
Главной игровой забавой этого периода становятся так называемые сенсорно-моторные игры. Их цель - приобретение чувственного опыта ради самого этого опыта. Такое обогащение происходит, когда дети бегают по траве, плескаются в воде, отрывают лепестки у цветов, кружатся, валяются в песке, закрывают уши руками, прищурясь, смотрят на солнечный свет, взбираются на лесенку и многое, многое другое.
Список сенсорных игр может быть настолько большим, что это невольно вызывает удивление и уважение к тому, сколько знаний и ощущений, которые взрослые считают привычными и могут не замечать, открывают для себя дети!
Во время всех этих "бесполезных", с точки зрения несведущих родителей, забав малыш знакомится со своими физическими возможностями и чувственными ощущениями. Он также узнает о качествах предметов: их запахах, вкусе, весе, текучести, тактильных ощущениях, возникающих при прикосновении к ним, о звуках, которые можно получить с их помощью, и т. д.
Моторные игры, в которых ребенок все время находится в движении, дарят ему особое удовольствие, так как предполагают постоянную смену ощущений. Этот вид игры можно встретить и раньше, у младенцев, когда они играют со слюной или раскачиваются из стороны в сторону. Повторяемые и чередуемые действия не только дают ребенку положительный эмоциональный заряд, но и позволяют упражняться в координировании движений своего тела.
Многие подобные игры рождаются случайно, когда дети вдруг замечают новый эффект от какого-то своего действия. Так, наклонившись за упавшим предметом и случайно взглянув в это время за спину, ребенок обнаруживает, что в таком положении мир вокруг выглядит совсем иначе, чем если стоять прямо. Это вызывает у него радость и любопытство, желание вставать на "новую точку зрения" вновь и вновь. Неудивительно, что после этого вы периодически будете заставать вашего малыша смотрящим на все вниз головой.
Радость, возникающая от сенсорно-моторных игр, объясняется, с одной стороны, новизной ощущений, а с другой стороны, приобретением ребенком уверенности в том, что он способен влиять на предметы окружающего мира и на самого себя.
Любую новую сенсорно-моторную игру малыш стремится повторять многократно, ведь, как известно, именно "повторение - мать учения", особенно для детей. Во время очередного воспроизведения тех же действий с теми же предметами ребенок убеждается в их последствиях, а также понимает, что эти следствия не случайны, а зависят от него и, возможно, каких-то других условий. Когда дети выполняют действия типа расплескивания воды из-под крана, то предсказуемость результатов приятна, так как создает ощущение стабильности и надежности окружающего мира, а также создает впечатление, что отдельные его части уже хорошо освоены ребенком. Однако иногда дети сталкиваются с неожиданностями и потрясениями.
Так, оттаскивая ребенка от замерзшей лужи, задумайтесь на секунду, какой багаж ощущений и знаний он сейчас получает. Ведь там, где от точно такого же топанья ногой вчера разлетались брызги, сегодня с хрустом образуются трещины! Сколько всяких сведений непроизвольно воспринимается маленьким исследователем: о времени года, о температуре, о состояниях воды, о прочности и рельефе поверхности.
Те родители, которые считают подобные игры "пустыми" в плане развития ребенка и спешат, не теряя времени, усадить малыша за серьезные занятия - чтение, письмо, счет, раннее обучение языкам, допускают серьезнейшую ошибку! Впоследствии их ребенок потратит много времени и усилий, чтобы приобрести из учебников те сведения, которые остальные дети получают естественным путем, с радостью исследуя окружающий мир. Еще один аргумент в пользу "счастливого детства" состоит в том, что до пяти лет люди воспринимают информацию главным образом посредством кинестетической системы, то есть дотрагиваясь до предметов и манипулируя ими. В дальнейшем вы можете наблюдать активное использование этой системы восприятия при знакомстве человека с совершенно новым для него предметом. В этой ситуации даже взрослый пытается взять вещь в руки, повертеть ее со всех сторон.
Кстати, верхняя граница возрастного периода, когда ребенок увлечен сенсорно-моторными играми, - четыре года - весьма условна. Более старшие дети обожают качаться на качелях, ездить на велосипеде и тому подобные занятия, которые являются не чем иным, как сенсорно-моторной игрой, только требующей хороших навыков владения своим телом. В определенном смысле можно сказать, что данный вид игры интересен людям до старости, если вспомнить о хождении на лыжах, альпинизме, плавании и т.п.
"Запишу-ка это ложкой", или Об игровом употреблении предметов от 2 до 8 лет
Дети двух-трех лет усваивают действия с предметами окружающего их мира именно так, как их употребляют взрослые. Это проявляется в том, что попавшая в руки ребенка чашка будет использована для того, чтобы пить из нее воображаемый напиток, расческа - чтобы расчесывать волосы, и т. д. В этот период малыши часто стремятся помогать взрослым и участвовать в бытовых делах, ожидая похвалы взрослого. И есть за что! Ведь даже чтобы сымитировать какое-нибудь бытовое дело, сколько ему нужно было наблюдать и пробовать, а затем запомнить, какая вещь для чего нужна и как с ней следует обращаться.
Но идет время, расширяются границы мира ребенка, развивается его фантазия. Отражение этих явлений вы найдете в новом употреблении предметов.
Так, на четвертом году жизни игра усложняется и старые предметы могут употребляться на новый лад. Та же чашка уже может выступать как шляпа, если ее надеть на голову, или как ваза, если в нее поставить цветы. Глядя, как вы делаете записи в своем ежедневнике, ваш мальчик или девочка может начать изображать то же действие. Причем если под рукой нет ручки, это совершенно не смутит ребенка этого возраста, так как он с успехом заменит ее палочкой или перевернутой ложкой.
Иными словами, дети старше трех лет приобретают опыт использования предметов-заместителей. Это замечательное явление свидетельствует о развитии у них элементов символического мышления (на длинном пути к умению абстрагироваться).
Однако в описанном периоде символический перенос еще не абсолютен. Предмет-заместитель не должен быть внешне похож на оригинал.
Существует также другой вид переноса - перенос действия с одного объекта на другой. Так, ребенок, научившись расчесывать свои волосы, начинает причесывать куклу, игрушечного зайца и даже воздушный шарик. И это уже своего рода творчество - ведь дошкольник не просто воспроизвел известные ему действия на традиционных объектах, а мысленно разъединил образ действия и предмет, заменив его новым!
Чтобы понять, как возникают такие символические элементы в игре, нужно вспомнить поговорку: "Голь на выдумку хитра". Воссоздавая увиденную ситуацию в игре, ребенок обнаруживает, что для полноты картины у него не хватает каких-то предметов. Не всегда же в детской обнаруживаются кастрюли, еда, иголка и термометр! Поэтому приходится заменять их какими-то другими вещами или даже пустотой. Например, маленькая девочка, кормящая свою куклу, может воспользоваться кубиком или своей ладонью в качестве кастрюли, а кушать кукле чаще всего приходится целиком воображаемую пищу. А вот если кукла "заболеет", то термометром может выступить карандаш, палочка или даже тот же кубик, что пять минут назад был кастрюлей.
Нужно отметить, что и сами игровые действия детей моложе пяти лет еще не связаны между собой - это просто набор поведенческих актов, последовательность которых не обременена логикой. Позже они станут плавно разворачивающейся цепочкой событий, взаимосвязанных между собой. При этом логика игры уже будет отражать логику жизни.
В средней группе детского сада можно наблюдать, как игры детей становятся все более сюжетными. Изменяется и тематика игр. Если до четырех лет содержание игры черпалось из наблюдений за бытовыми действиями близких, то теперь тематика расширяется и может включать в себя отражение услышанных сказок и увиденных мультфильмов. Естественно, что при таком широком спектре дошкольнику будет не хватать настоящих предметов и людей. Поэтому еще шире начинает использоваться их символическое замещение. Куклы в этом возрасте уже выступают не только в качестве младенца, но и как замена тех или иных людей. Ребенок, к этому времени хорошо овладевший речью, озвучивает их слова или обращается к ним сам, как к реальным людям.
Ближе к семи-восьми годам сложность игрушек-символов повышается вследствие того, что в этом возрасте все дети начинают участвовать в групповых играх с одноклассниками (даже если раньше они не посещали садик и не общались со сверстниками). Теперь уже мало взять кубик и считать его кастрюлей. Нужно, чтобы это признали все остальные играющие. Таким образом возникает символ, общий для группы детей на время их совместной игры. А там уже и до традиционно принятых в обществе символов недалеко!
Итак, еще раз отметим, что все указанные элементы символизма в игре являются очень важным отражением развития мышления ребенка, поэтому обратите внимание, присутствуют ли они в жизни вашего ребенка, и если да, то на каком уровне.
Что делать, если это не так?
Если вы вдруг обнаружили, что в игровой практике вашего сына или дочери нет символических элементов, то прежде всего подумайте о том, не перестарались ли вы с игрушками. Некоторые обеспеченные и просто обожающие своих чад родители стремятся сделать так, чтобы у ребенка "все было". Но в плане игрушек это не совсем правильно! Воображению малыша нет нужды развиваться, если, играя со своей куклой, он может использовать не только детскую посудку, но и всевозможные пластиковые закуски, медицинские принадлежности, кукольные зонтики и т. д. Конечно, это не значит, что лучше всего ребенок развивается, когда в его комнате валяется пара непонятных мягких игрушек да сдутый мяч. Но определенно - все хорошо в меру.
В случае складывания в вашем доме описанной ситуации, конечно, не стоит выбрасывать все из детской комнаты. Просто желательно проводить совместные игровые занятия с ребенком на даче или на улице, где мало реальных предметов, необходимых для игры, зато много возможностей их заменить.
Итак, об упомянутых совместных занятиях. Предложите малышу поиграть в игру с любым сюжетом. По ходу игры задавайте вопросы типа: "А что же у нас будет машиной?", "Где же мы возьмем карандаш на улице?". Этим вы будете стимулировать ребенка искать им замену из подручных средств. Если ваш ребенок растерян и предлагает сходить домой за карандашом или поиграть в другую игру, то вы срочно должны изобразить посетившее вас озарение ("Придумал! Пусть этот кирпич будет машиной!" или "Смотри, какая палочка. Может, она будет как карандаш?").
Такими систематическими играми вы не только разовьете воображение ребенка, но и завоюете его уважение к вам как к человеку, который всегда и везде способен придумать интересную игру!
"Сегодня я паровозик", или Игры с перевоплощением от 3 до 5 лет
Мы уже касались символического переноса действия, рассматривая способы употребления предметов. Игры с перевоплощениями (или имитационные игры) близки к ним по содержанию, только ребенок для изображения новых предметов использует не вещи, а свое собственное тело и голос.
Некоторые дети склонны заявлять окружающим о том, кем они являются сегодня. Например, вы можете услышать фразу: "Сегодня я паровозик" - в качестве комментария к тому, что ребенок уже час передвигается по дому мелкими шагами, издавая звуки "чух-чух-ту-ту". Завтра ребенок уже может стать котиком, медведем, продавцом мороженого, церковью и т.п.
В этот возрастной период встречаются и более сложно организованные игры, где ребенок сочетает изображение двух образов, например кошки и котенка, включая в свою игру и какие-то элементы взаимодействия этих персонажей.
В качестве объектов подражания выступают не только предметы, но и люди. Для многих детей это возраст "дразнилок", когда общение с ними может стать испытанием даже для близких, так как они постоянно имитируют кого-то отсутствующего в данный момент или передразнивают говорящего с ними взрослого.
Этот раздражающий некоторых родителей этап в развитии детской игры очень важен. Во-первых, он свидетельствует о более последовательной работе воображения и памяти, ведь ребенок, исполняя самостоятельно роль какого-нибудь предмета или человека, как правило, не опирается ни на какой зрительный образ, присутствующий в данный момент. То есть этот образ уже способен сохраняться в памяти, а ребенок может регулировать свое поведение, мысленно сверяясь с ним. Следовательно, это говорит и об определенной зрелости умения контролировать свое поведение.
Во-вторых, имитационная игра - это важный шаг при переходе к настоящей ролевой игре. Игра с перевоплощением позволяет ребенку реализовывать свой замысел пока в одиночку, но это можно считать тренировкой перед сложными совместными играми детей, где каждый исполняет какую-то роль.
В-третьих, "побыть в чьей-то шкуре" или "поставить себя на чье-то место" - это способ познания окружающей реальности даже для взрослых. Таким образом внешняя реальность становится близкой и понятной нам, то есть частью нашего внутреннего мира. Поскольку у детей этот процесс только начинается, то становится понятно, почему в этом возрасте (а иногда и позже) они так активно используют этот вид игры.
Конечно, с течением времени изменяется то, как ребенок исполняет взятую на себя роль. В младшем возрасте он главным образом пытается воссоздать внешнее сходство с изображаемым предметом, что, естественно, получается не всегда. Дошкольники постарше делают это уже более умело, иногда в их изображении можно даже узнать людей из их окружения. Кроме того, ближе к старшему дошкольному возрасту у ребенка можно заметить такие нововведения в игре, как попытки воспроизвести не только внешние черты, но и внутреннее наполнение. Например, изображая соседского малыша, он будет стараться не просто показать, как тот ходит и говорит, а что он любит делать, как реагирует на окружающих и т. д.
Если вы заметите такие новые моменты в игре вашего сына или дочери, знайте, что ваш ребенок проделал большой путь и близок к переходу на качественно иной уровень игры, о котором вы сможете прочитать ниже.
Если же вы все это заметили, порадовались за интеллектуальное развитие своего ребенка, но содержание его имитационных игр или образцы для подражания, которые он выбирает, вызывают у вас беспокойство, то вам необходимо учитывать некоторые особенности детей и условия, способствующие подражанию.
Так как вряд ли кого-то из родителей заботит имитация их малышом кошки или дерева, то перейдем сразу к вопросу о том, что нередко агрессия и антисоциальное поведение становятся предметом подражания для детей. Чтобы понять, почему это происходит, нужно учитывать несколько факторов.
Во-первых, ребенок склонен "переваривать" посредством имитационной игры новые и яркие впечатления, полученные им в последнее время.
Поэтому, если ваш ребенок один раз сыграет в игру типа "пинание кошки" после того, как вы на прогулке с ним в реальности наблюдали такую картину, то ничего страшного в этом нет. Просто постарайтесь включиться в игру и выступить другим героем, защищающим кошку и объясняющим обидчику, почему так делать нельзя, или же начните играть за саму кошку, озвучив, как ей плохо и обидно, что люди так с ней обращаются. На редкого ребенка не произведет впечатления кошачий рассказ об оставленных дома маленьких котятах, к которым она спешит. Если вы достаточно искусно выступите в роли актера, то, скорее всего, ребенок прекратит игру, а может быть, захочет повторить ее в другой роли, например кошачьего защитника. Не отказывайте ему в этом удовольствии, а в качестве "обидчика" можно взять большую игрушку, например собаку.
Если же, несмотря на ваши усилия, ребенок часто возвращается к игре, где его роль не отличается добротой и вежливостью, то попробуйте устроить ему какое-то новое яркое впечатление - сходите в зоопарк, в цирк, на детский спектакль или посмотрите хороший мультфильм дома, по окончании которого можно разыграть сюжет вместе.
Во-вторых, имитационные игры в значительной степени изображают мир взрослых. Поэтому родителям стоит быть особенно внимательными и критичными к своему поведению в этот возрастной период ребенка и к тому, какие люди его окружают. Особенностью детской психики в данный период жизни является некритическое восприятие всех впечатлений окружающего мира. Следовательно, дети станут подражать и хорошим, и плохим действиям. Видимо, самым лучшим средством воспитания ребенка и привития ему хороших манер и качеств, которые закладываются в столь раннем возрасте, является создание вокруг него благоприятной развивающей обстановки и окружение его интересными, успешными и воспитанными людьми. То есть в идеале вы должны не только сами стараться быть именно такими, каким хотели бы видеть ребенка, но и приложить усилия, чтобы тем же требованиям соответствовала няня вашего малыша и воспитатели в детском саду, выбранном для него.
Конечно, осуществить все эти условия сложно, а для многих и просто невозможно. Не стоит сильно огорчаться по этому поводу. Ведь основными взрослыми, влияющими на ребенка, остаются члены его семьи. Поэтому, если они обладают обсуждаемыми качествами, то все, что "принес" ребенок с улицы и из детского сада, будет носить временный характер и не повлияет очень серьезно на его развитие.
В-третьих, и дети и взрослые склонны подражать людям, занимающим высокое социальное положение. Это касается уже более серьезного и систематического подражания, которое может накладывать отпечаток на манеру поведения и образ жизни в целом. Так что, если ваша соседка, успешная в бизнесе и передвигающаяся на дорогой машине, ходит, задрав нос и не отвечая на приветствия других жильцов дома, то вполне возможно, что наблюдающий это ваш сын или дочь попробует вести себя так же грубо. Такое "заражение" плохими манерами происходит из-за того, что маленький ребенок не отделяет конкретных поведенческих элементов от успешного и получающего признание окружающих стиля жизни. Соответственно, нужно помочь ему отделить причину от следствия, обсудив, что ему и другим людям нравится в этом человеке, а что заслуживает порицания. Не забывайте в качестве более весомых аргументов привести преимущества позиции человека, приятного в общении, так как дети быстрее воспринимают слово "полезно" и "выгодно", чем абстрактное "красиво" по отношению к поведению. Пофантазируйте вместе над тем, какие ситуации могут привести эту самодостаточную женщину к просьбам о помощи соседей и насколько охотно те станут принимать участие в ее судьбе.
В-четвертых, уверенные в себе дети меньше склонны к подражанию, чем дети с низкой самооценкой, ощущающие зависимость от окружающих людей и потому более склонные их копировать, чтобы почувствовать близость с ними и их одобрение. Соответственно, общаясь со своим ребенком уважительно, веря в его способности и привлекательность, вы тем самым помогаете ему стать независимым и полагаться больше на свои мысли и желания, чем на увиденный образец. Разумеется, это не значит, что эмоционально благополучные дети никому не подражают. Просто у них это носит эпизодический характер и не влияет на развитие в целом.
Если же после учета всех вышеперечисленных моментов ваш ребенок продолжает тяготеть к агрессивным имитационным играм, то, вероятно, вам будет полезно обратиться к статье об играх с агрессивными детьми.
"Чур, я продавец", или Социальные игры от 2 до 8 лет
По мере взросления ребенка игра приобретает все большее значение не только в развитии его познавательных способностей, но и в совершенствовании навыков общения и взаимодействия с другими людьми.
Некоторые родители замечали, что их малышам даже в полтора-два года было скучно играть в одиночестве. Они казались более увлеченными своими игрушками, если играли рядом с другими детьми. Однако это была игра именно "рядом", а не "вместе". В ней второму ребенку отводилась скорее роль зрителя, чем партнера. Иногда он также выступал как образец для подражания (например, малыш начинал так же бросать мяч, как второй ребенок), но его внимание скоро снова переключалось на собственную деятельность.
С двух до трех лет на действия ребенка уже может влиять поведение товарища по игре. В этом возрасте еще нельзя с уверенностью говорить о развитии у детей совместной игры, но ее элементы уже можно наблюдать. Так, если вы дадите двоим малышам двух-трехлетнего возраста одну игрушку на двоих, то, как правило, вы увидите не просто их попытки играть в одиночку, но взаимодействие с партнером. То, каким будет это взаимодействие, зависит от настроения детей, обстановки и опыта общения, полученного ранее. Дети могут пытаться отобрать игрушку друг у друга, даже подраться из-за нее, а могут найти позитивные формы решения ситуации "дефицита игрушек" - перекидывать ее друг другу или играть по очереди, чаще всего подражая партнеру в способах употребления игрушки.
При этом ребенок младше трех лет не способен воспринимать более одного человека. Если ему придется играть в комнате, где есть еще два ребенка, то он выберет одного и будет играть с ним. Потом, возможно, переключит внимание на другого ребенка, и тогда будет взаимодействовать только с ним.
Наконец, для детей от трех лет окружающие люди приобретают более важное значение. Поэтому ребенок этого возраста более склонен идти на контакт, старается если не общаться, то хотя бы демонстрировать свои достижения другим людям. Кроме того, возросшие интеллектуальные способности малышей позволяют им понимать намерения других детей, а также то, чего от них ждут взрослые. Поэтому постепенно их компетентность в общении возрастает. Хотя три (а иногда и четыре) года - это период детского упрямства (проявление так называемого кризиса трех лет), что подчас мешает взрослым увидеть и оценить новые возможности ребенка.
Совместные игры, встречающиеся у детей этого возраста, довольно примитивны. Например, один ребенок может толкнуть другого плечом и рассмеяться, показав таким образом, что угроза шуточная. Тогда второй может повторить его действия и тоже, толкнув первого, рассмеяться. Дальше игра будет повторяться как ритуал, где одни и те же действия и четкий порядок их смены. Кажется, что это глупое занятие? Только на первый, поверхностный взгляд! На самом деле сейчас дети приобретают важные навыки. Они учатся контролировать себя, влиять на действия друг друга, дожидаться своей очереди в совместной игре, поддерживать чужую фантазию, действовать ритмично и слаженно. Разве этого мало для такого возраста? Если вам кажутся незначительными такие достижения, вспомните, что нельзя подняться на верх лестницы, не преодолев первых ступеней!
Что делать, если это не так?
Если в репертуаре вашего малыша отсутствует такая "проба пера" во взаимодействии со сверстниками, то отнеситесь к этому серьезно и помогите ему получить опыт общения, соответствующий возрасту, пригласив в
гости, например, ребенка, у которого такие игровые формы общения уже есть.
Если до этого возраста негативные эмоции ребенка были направлены в основном на присматривающего за ним взрослого, то начиная с трех лет (если малыш имеет возможность общаться со сверстниками) у него впервые возникают ссоры с другими детьми. В данный возрастной период дети могут объединяться в небольшие группы (до пяти человек) для совместных игр. Но, по сути, это не общее действие, а попытка использовать других детей для большей завершенности и реалистичности своей роли. Так, ребенок может предложить своим сверстникам в группе детского сада поиграть в поезд. При этом он конечно же претендует на роль машиниста. Если его интересы пересекутся с окружающими, то ребятам придется искать выход из ситуации, когда всем хочется получить одну и ту же роль. Они могут сделать это, договорившись о том, что будут меняться по очереди, а может быть, им придет в голову мысль, как скрасить путешествие в роли пассажира.
Когда вы после этого будете наблюдать дружную езду на сдвинутых стульях, то может создаться впечатление согласованности действий. Но если все играющие младше пяти лет, то, скорее всего, каждый из них сейчас воплощает свою собственную фантазию. Один из них машинист, он сосредоточен на дороге и своей "взрослой ответственности". Другой - доктор, спешащий на помощь больному и перекладывающий пока свои инструменты в сумочке. Вот молодая мама, укачивающая куклу. А может быть, вы даже заметите "ремонтника подвижного состава", который, не теряя времени даром, чинит вагон (стул впередисидящего). Кстати, последний - это, вероятно, ребенок, которому трудно смириться с ролью неведущего, даже на время. Поэтому он придумывает себе фантазийное утешение, что без него все равно ничего бы у машиниста не получилось.
При всех рассмотренных особенностях ни в коем случае нельзя умалять роль такой игры в развитии у детей совместных действий. Как бы там ни было, но они уже смогли договориться об общем (хотя бы внешне) сюжете, о "декорациях" к нему (сдвинутые стулья), о порядке вождения поезда. Очень важное нововведение таких игр - это то, что в них правила взаимодействия возникают в детской группе стихийно, без участия взрослых. Пока эти правила касаются только внешней канвы действий.
Так что, если ваш ребенок с удовольствием принимает участие в подобных играх, значит, его социальное развитие соответствует норме и он стоит на пороге истинной совместной деятельности с другими детьми.
Об истинной совместной деятельности мы можем говорить, как правило, наблюдая игру детей старше пяти лет. В этом возрасте у детей становится уже довольно явной потребность влиять на действия другого человека, а также состязаться, сравнивать, соревноваться с другими детьми.
Здесь мы уже наблюдаем довольно сложно построенные игры в магазин, больницу, школу и т.п. Эти игры имеют принципиальное отличие от тех, которые встречались у детей раньше. Это уже игры с правилами, причем с правилами, регулирующими действия всех участников. Принимаются они добровольно, но затем поддерживать их приходится в обязательном порядке всем играющим. Это ничего вам не напоминает? Конечно же это модель взрослого сообщества! Вы можете выбрать место работы, но, приступив к обязанностям, должны будете поддерживать те правила и традиции, которые сложились именно в этой сфере деятельности или фирме. Так что не имеет смысла надолго останавливать ваше внимание на важности умения и желания ребенка участвовать в таких играх.
В данных социальных играх каждый игрок выполняет свою роль. Если он успел заявить, что "Чур, я буду продавцом!" и окружающие с этим согласились, то он не может дальше действовать так, как ему вздумается. Он должен стать добропорядочным продавцом, который выдает товар людям и получает за него деньги. Остальные ребята, изображающие покупателей, тоже ведут себя соответственно роли - выбирают нужные предметы, спрашивают о цене и платят. Игры такого рода имеют важное значение в освоении детьми правил поведения в общественных местах, а также в "примеривании" на себя той или иной социальной роли и профессии. То есть ребята не только играют "во взрослых", но и на самом деле "взрослеют" в ходе социальных игр.
Поначалу такая традиционная игра выполняется как ритуал - детям не приходит в голову вносить в нее изменения. И это естественно. Чтобы применять творчество, сначала надо овладеть основами. Поэтому правило воспринимается как нерушимое и даже малейшая вольность игрока тут же пресекается другими детьми. Такое отношение к правилу со временем изменится, но об этом вы сможете узнать в следующем разделе.
Для этого же возраста характерны различные соревновательные игры. В процессе их реализации у детей формируются основы самооценки, которая опирается на оценку успешности своих действий по сравнению со сверстниками. Конечно, отношение взрослых и в этот период продолжает играть ведущую роль в самопринятии ребенка и его самоотношении. Однако теперь он сосредоточен не только на себе, а видит результаты других ребят и способен их соотносить со своими. В дидактических играх, проводимых взрослыми, критерии такой успешности стабильны и определены заранее. А вот при стихийно возникающих детских играх они могут сами договариваться о том, кто считается победителем, а кто проигравшим. Например, вам может казаться предосудительным плеваться вообще, а тем более громко, а в детской игре-состязании мальчиков лет пяти победителем может считаться тот, кто плюнет дальше всех и звучнее.
В этом возрасте помимо ролевых дети уже начинают обучаться несложным настольным играм. Эти игры удовлетворяют сразу две их потребности - играть по правилам и определять выигравших и проигравших. Ценность таких забав в том, что ребенок периодически оказывается то в той, то в другой роли, а значит, учится проигрывать и переживать временную неудачу.
Начиная с шести лет совместные игры детей уже отличаются большей слаженностью и разнообразием.
Так, в шесть-семь лет в традиционную ролевую игру типа "Магазин" уже могут вноситься творческие изменения.
Иногда они представляют собой полет мысли одного ребенка (например, девочка может попробовать поторговаться с продавцом или пообещать купить вещь, "когда муж деньги получит"), а иногда - результат совместного планирования действий (например, дети могут разыграть рекламную акцию в магазине или налет грабителей). Разумеется, пределы детской фантазии будут определяться широтой их познаний и собственного опыта.
Иногда ролевые игры детей могут представлять собой сложноорганизованное действие в нескольких лицах, растянутое во времени (иногда на несколько дней). Так, можно встретить обыгрывание симпатий, возникающих между мальчиками и девочками, через игру, которую условно назовем "Свадьба" или "Подготовка к свадьбе". Два ребенка противоположного пола назначаются на роль будущих супругов (обычно это не вызывает у них сопротивления). И затем несколько человек могут активно участвовать в подготовке к такому "волнительному моменту жизни": подробно обсуждаются детали торжества, готовятся кольца из бумаги, выбираются свидетели и т.п. При этом принятие роли у участников игры уже довольно сознательное - они могут спокойно выйти из нее и пойти на занятия или прогулку, а потом вернуться к своей роли, например свидетеля, и продолжить игру. Обратите внимание, что возросшие языковые способности детей делают возможным переведение части игры в речевой план - ребята фантазируют вслух, как все будет, и это не только подготовка к настоящей игре, но и сама игра. Им приятно строить совместные планы, к тому же в мыслях их возможности не ограничены!
Если вы заметили, что ваши сын или дочь участвуют в подобных мероприятиях и играют в них не последнюю роль, то можете гордиться социальными способностями своего ребенка. Такое широкомасштабное действие - это уже высший пилотаж! Что-что, а общаться со сверстниками ваш ребенок, судя по всему, научился.
Все вышесказанное касается детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Как же проходит развитие игры у детей, общающихся преимущественно с родителями и другими взрослыми? Неужели социальные игры у них не возникают? Конечно возникают. Но игра со взрослыми (и даже с более старшими детьми) совершенно отличается от игры со сверстниками.
Во-первых, взрослый всегда будет ведущим (по отношению к ребенку) в процессе общения и обучения. Конечно, умный родитель сам предложит своему сыну или дочери социальные игры, если они еще не появились самостоятельно. Но это не будет игрой равных, поэтому правила придут к ребенку извне, вернее, сверху, от взрослого. Так как дети привыкли ориентироваться на старших, то, скорее всего, они смогут научиться всем играм по правилам, но также могут привыкнуть и к роли "ведомого", больше подражая, нежели придумывая.
Во-вторых, взрослый всегда сможет избежать конфликтов с ребенком, а это значит, что девочка или мальчик не получит опыта их разрешения и будет растерян, встретившись с противоречиями среди детей. Кроме того, игра со взрослыми обычно не так спонтанна и непредсказуема, как она может быть в детской группе. Следовательно, ребенок не учится быть гибким в общении.
И наконец, со взрослым бесполезно соревноваться. Если он не поддастся и будет играть в полную силу, то ребенок не сможет его превзойти практически ни в одном деле. А это чревато низкой самооценкой. Если же любящий родитель будет подыгрывать своему чаду и специально проигрывать, то итогом может стать завышенная самооценка, нереалистичные представления о себе ("Я все могу, раз победил самого папу!").
Так что адекватной самооценки, достаточно гибкой ("Я рисую лучше всех в группе, но Маша поет лучше меня" и т. п.), и навыков общения с "себе подобными" невозможно достичь, если не позаботиться о том, чтобы ребенок старше четырех лет обязательно общался со сверстниками. Будет ли это детский сад, общество детей ваших друзей или кружки по интересам - не имеет значения. Главное - чтобы ребенок имел систематическое общение с другими детьми и хотя бы часть их взаимодействия проходила в свободное время, не регламентированное взрослыми.
Строим домик из песка, или О творческих играх от 3 до 7 лет
Творчество - это всегда процесс создания чего-то нового: каких-то ценностей материального или духовного мира. Чтобы создать такой продукт, человек должен обладать уже достаточными способностями и умениями, а также владеть определенными знаниями и иметь желание создать что-то свое, уникальное и оригинальное.
Конечно, серьезные произведения искусства создаются не сразу - личность проходит длинный путь развития своих творческих способностей. Они становятся ощутимы и понятны, когда речь идет о серьезных занятиях рисованием или конструированием в школьном возрасте. Но формируются все нужные задатки гораздо раньше - еще на этапе различных каляк-маляк и колобашек, на качество которых многие взрослые и внимания не обращают.
Поэтому, пытаясь докопаться до самых истоков, давайте попробуем понять, когда возникает способность к творчеству, как она проявляется и как развивается со временем.
Самый распространенный вид детского творчества - это рисование. Малыши относятся к нему как к новой игре и сохраняют такое отношение часто даже тогда, когда взрослые вмешиваются в процесс со своими представлениями, "как надо" и "что красиво, а что некрасиво".
Попытки что-то отразить на бумаге встречаются даже у детей младше трех лет. Но в этом возрасте еще нельзя говорить о творчестве, скорее это отражение нового открытия ("Оказывается, если взять эту цветную палочку острием вниз и с силой провести по бумаге, то останется линия какой-то формы!"). Повторив каляканье несколько раз, чтобы убедиться в стабильности карандашного следа, малыш, как правило, принимается за другие развлечения.
Ситуация меняется, только когда ребенок становится способным подчинять свое поведение какой-то цели. Обычно это происходит не раньше, чем ребенку исполнится три (а чаще четыре) года. В этот период начинает свое бурное развитие воображение ребенка. Он становится способен действовать в воображаемых условиях и следовать замыслу, который пока существует только в его воображении. А чтобы увидеть в нарисованном лошадку или машину, подчас и взрослым необходимо иметь хорошо развитую фантазию. Словом, без параллельного развития этой творческой способности возникновение и улучшение такого творческого игрового занятия, как рисование, просто невозможно.
Так что, если ваши сын или дочь стали не просто водить карандашом по бумаге, а создавать какие-то рисунки, то порадуйтесь: они овладели новыми рубежами развития. Ведь это проявления произвольности поведения (возможности регулировать его, подчинять цели) и воображения.
Конечно, дошкольники больше играют в рисование, чем серьезно им занимаются. Соответственно и взрослые пока не очень критичны к результатам их творчества. Однако каждый воспитатель знает, как с возрастом изменяется качество рисунков и как картинки, изображенные одними ребятами, могут отличаться от картинок, созданных другими. Причина такого различия в том, что рисование - это игровая деятельность, в которой весьма наглядно отражается как эмоциональное состояние ребенка, так и уровень его общего развития. Соответствует ли рисунок вашего ребенка его возрасту? Каким он должен быть? Что является проявлением индивидуальных особенностей юного художника, а что - признаком его отставания в развитии? Чтобы ответить на эти вопросы, проследим развитие детского рисунка шаг за шагом.
Дети трех-четырех пет создают, как правило, очень примитивные рисунки. Они изображают чаще всего один предмет. Какой? Это не всегда легко понять. Спросите о том, что нарисовано, у самого ребенка. Если окажется, что он сам не знает или рисовал "просто так", то, вероятно, изрисованный лист - просто свидетельство активности в освоении мира, но еще не предметный рисунок. Если же ребенок покажет вам, что здесь он хотел изобразить человека, а здесь кошку, то можно сказать о том, что замысел в рисунке был и малыш попытался его реализовать. Кстати, вполне вероятно, что на месте задуманной кошки вы обнаружите вытянутый овал, а вместо человека - неровный круг с помарками. Что ж, это нормально для детей младшего дошкольного возраста, так как они пока сосредоточивают свое внимание не на предмете в целом, а на его отдельных частях (хвосте или голове), соответственно, их рисунки больше напоминают схемы, где реальные предметы зашифрованы с помощью символов, без изображения отдельных деталей. Главное, чтобы сам ребенок мог опознать такой символ.
Если вы понаблюдаете за процессом рисования трехлетнего ребенка, то увидите, что его действиями руководит больше воображение, чем разум. Начав рисовать одно, он легко может переключиться на другое, особенно если первый замысел не особенно удался или просто изображение показалось похожим на что-то новое и более интересное. Тогда малыш может прокомментировать: "Нет, это не машина, а дом".
В этом возрасте предметами изображения обычно становятся вещи и существа, окружающие ребенка: дом, машина, кошка, собака, человек и т.п. Но те дети, чьи знания об окружающем мире не исчерпываются рамками ежедневного быта, могут уже рисовать на самые разные темы: пытаться изображать космос, диких зверей, море и т.п.
Технические возможности малышей еще не очень широки - в основном они используют простые геометрические формы: круги, овалы, линии. Однако наиболее интеллектуально развитые дети начинают изображать мелкие детали. Так на человеческом лице появляются глаза, в машине - руль, а у кошки - усы. Не беда, если они нарисованы не там, где мы их ожидаем увидеть, освоение изометрии и реалистичности изображения - это задачи развития совсем не этого возраста.
Ребята от четырех до пяти лет прорисовывают детали гораздо чаще. Это свойственно уже большинству детей данного возраста. При этом нужно отметить, что их изображения еще не обладают объемом - то, что имеет определенную толщину в действительности, на их рисунках выглядит плоским, например, рука изображается в виде одной палочки.
Дети среднего дошкольного возраста также пренебрегают и понятием "величина" и смело рисуют человека такого же размера, как дом, а рядом - огромную кошку. Ничего, что существа на этом рисунке похожи на гигантов, желающих посетить домик лилипута. Зато вы можете гордиться, что в рисунке ребенка возник сюжет! А уж если ваше чадо помимо туловища наградило героя своей картины пальцами на руках, глазами и ушами на голове, да еще и пол сего существа можно разобрать по одежде, значит, развитие воображения и творческого изображения и вовсе идет семимильными шагами!
Возраст от пяти до шести лет, наверное, самый продуктивный в плане рисования. Дети уже довольно неплохо умеют рисовать и очень любят это занятие. Темой рисования может стать все новое - увиденное, услышанное и даже почувствованное. Ребенок рисует как старые любимые сюжеты, так и новые, которые могут являться иллюстрацией к услышанной сказке, страшной истории или даже к событию собственной жизни. Такие игровые затраты не проходят даром - происходят качественные изменения в детском рисунке. Ребенок пяти-шести лет стремится изображать предметы так, чтобы они были узнаны окружающими. Поэтому они часто заимствуют друг у друга и у взрослых типичные шаблоны. Так появляется стереотипное солнышко в углу рисунка, домик из квадрата и треугольника и прочие всем известные детали детских рисунков.
При этом дети стараются все изображать "по правде": они начинают учитывать пропорции, пытаются отразить объем фигур. Поэтому человек на рисунке шестилетнего мальчика или девочки обычно уже меньше дома, а руки нарисованы двумя черточками или овалом. Кроме того, большинство детей умеют четко отразить различия в одежде мужчин и женщин, нарисовав брюки одному и юбку - другой.
Замысел рисунка, безусловно, ведет за собой действия ребенка данного возраста. Если ему хочется, чтобы нарисованную кошку кто-то погладил, то человека он будет пытаться изобразить нагнувшимся. Конечно, это получится далеко не сразу. Поэтому большинство хорошо развивающихся детей способны стирать нарисованное и пытаться исправить изображение, видя его расхождение с замыслом. То, что вы наблюдаете, как ваш ребенок старательно с помощью ластика улучшает свое творение, должно наполнить ваше родительское сердце гордостью! Ведь это не просто свидетельство того, что малыш научился пользоваться стирательной резинкой, но проявление зачатков такого важного для жизни качества, как целеполагание (умение ставить перед собой цель, выбирать пути ее достижения и реализовывать их).
Дети шести-семи лет - существа гораздо более социальные, чем были всего лишь год или два назад. Этот факт находит отражение в их рисунках. Часто по рисунку ребенка этого возраста нетрудно определить, кто его автор: мальчик или девочка, живет он в городе или в деревне. Однако остаются сюжеты, свойственные практически всем детям, - это изображения людей и животных. Причем прорисованы они более детально, объемно, часто с передачей настроения. Иногда передаются даже особенности одежды, например халат и шапочка врача. Так что это уже не схема, а целостная картина!
Если ребенок шести-семи лет изображает на рисунке не один предмет, а несколько, то он уже не выстраивает их в ряд, как это делают более младшие дети, а располагает на всем пространстве листа: кого-то ближе, кого-то дальше. Так, играя, ребенок осваивает пространственные отношения между предметами и познает основы композиции.
Конечно, развитие рисунка продолжается и после семи лет, да еще и ускоренными темпами, но это, как правило, уже происходит под руководством взрослых, а значит, из игры превращается в занятие (и даже в школьный предмет). Поэтому рассмотрение дальнейших этапов изобразительной деятельности детей не входит в задачи этой статьи.
К тому же рисование - это не единственный вид творческой игры. В дошкольном детстве ребенок также осваивает конструирование. Современные дети чаще всего используют для реализации своей способности к конструированию специально созданные с этой целью конструкторы. Они наиболее просты, безопасны и дают возможности для полета фантазии. Раньше примерно тех же целей ребенок достигал, творя что-то новое из камней, палок и прочих природных материалов, например песка. Податливость последнего и готовность в умелых руках принять форму, соответствующую замыслу, делают песочницу до сих пор местом реализации игровых фантазий.
Дети трех-четырех лет обычно осваивают игру под названием "Колобашки", в процессе которой они учатся понятиям "объем", "форма", "размер" и "сыпучесть". Чтобы стать искусным пекарем песочных "куличиков", ребенку необходимо на практике освоить следующие закономерности: лучше брать не сухой песок, а слегка влажный (его можно достать, сняв слой сухого песка сверху), в ведерко его нужно хорошо утрамбовать, переворачивать формочку нужно резко, а по дну ее аккуратно постучать, чтобы оставшийся там песок не испортил гладкой формы. Как видите, это целая наука! Если ваш малыш смог ее освоить, значит, ему по плечу любое ремесло: от кулинарного искусства до фотосъемок.
Дома дети этого возраста обычно играют в довольно крупный конструктор и радуют родителей предметами, созданными из трех-пяти деталей. Не всегда можно догадаться, какой замысел малыш осуществил таким образом, зато такое сооружение можно задействовать в играх. Правда, способ использования остается неустойчивым: только что созданная конструкция ехала и гудела, как машина, а вот уже стала диваном для кукол. Как и в рисунках, замысел чаще всего вначале имеется, но он еще очень гибкий - ребенок готов идти сам с собой на постоянные компромиссы!
Дети пяти-шести лет создают более сложные конструкции из большего количества деталей (до семи-восьми штук). При этом они руководствуются каким-то образцом, схемой или своей фантазией, но созданный предмет должен быть узнаваем и годен к использованию в играх.
Если пяти-шестилетний ребенок играет в песочнице, то он уже не удовлетворится простыми колобашками, а постарается воплотить сложный замысел, например построить домик из песка.
Если же в ту же песочницу попадет ребенок шести-семи лет, то, скорее всего, он построит не домик, а целый замок, с крепкой оградой, башнями и мостами. Интересно, что в данном возрасте фантазия детей находится уже на службе у мышления, поэтому по ходу реализации задуманного ребенок способен находить и воплощать новые детали. Так может возникнуть часовой у входа в башню, изображенный палочкой, а для укрепления стен выкладываются камушки и т. п. Девочки того же возраста могут создавать целые "загородные апартаменты" своим куклам, используя камни, ветки, цветы и бумагу для обустройства их нового жилища.
Опыт таких свободных игр очень важен для естественного развития ребенка - в них он учится что-то создавать, творить своими руками. Любовь к такого вида занятиям может стать основой здоровой созидательной жизненной позиции в дальнейшем, а умение делать что-то новое, лучшее, оригинальное выступит противовесом пессимизма и разрушительных желаний, свойственных человеку в трудные периоды жизни.
Так что радуйтесь вместе с детьми тому, что они растут и могут уже многое делать самостоятельно, тому, что они хотят совершить что-то красивое и хорошее, выразить свои переживания в рисунке или конструкции и быть понятыми другими через этот результат творчества!
"Нет, это не по правилам", или Игры от 6 до 10 лет
Когда ребенку исполняется семь лет (сейчас для многих детей эта граница опустилась до шести лет), то многое меняется в его жизни. Он приобретает новую социальную роль - ученика. Теперь его успехи будут переведены в оценки, и конкуренция со сверстниками если раньше не была особенно заметна, то сейчас точно получит наглядное отображение. Кроме того, первоклассник попадает в новую для него атмосферу - здесь нет (или почти нет) места непосредственности, здесь все определено нормами и правилами.
Прочитавший эти строки взрослый наверняка вздохнет о том, что надо бы продлить "детство золотое". Но если ребенок нормально развивается, то к моменту поступления в школу он оказывается вполне зрелым для принятия на себя такой ответственности. Кроме того, дети семи лет испытывают даже потребность в деятельности, важной для других. Что касается конкуренции, то она свойственна общению детей еще в старшей группе детского сада.
В первом классе совместные игры имеют особое значение для формирования коллектива. Они объединяют совершенно разных детей, пришедших учиться. Получается, что дети, которые совсем недавно познакомились и не знают интересов и особенностей друг друга, должны вступить в совместную деятельность. На уроках ее контролирует учитель. Но что станет регулятором общения детей на переменах? Конечно, правила!
Наверное, в этот период жизни дети окончательно понимают необходимость правил, ведь они не только ограничивают рамки действий, но и заботятся о безопасности играющих и справедливости распределения ролей или ходов. То есть на доступном ему уровне ребенок приходит к пониманию важности законов, общих для всего коллектива, школы, государства.
Как водится, все первоклассники довольно "законопослушны". Они стараются не нарушать правила сами, а также одергивать других детей возгласами типа: "Нет, это не по правилам!" Четкие правила вводятся во все виды активности: в спортивные игры (типа "догонялки", прыжки в длину, футбол), в ролевые игры ("дочки-матери", "школа" и пр.), в интеллектуальные игры (например, придумывание слов на одну букву).
Потребность быть включенным в коллектив проявляется в новых игровых правилах. Так в возрасте семи-девяти лет дети склонны объединяться в более устойчивые (чаще однополые) группы для совместной игры. При этом начинает цениться "преданность" своей группе, забота о других ее членах, сотрудничество с ними. Такие гуманные правила по отношению к другим ученикам могут и не применяться.
Открыто такое положение дел может проявляться в организации довольно сложных групповых игр, например "казаки-разбойники". Возникновение подобных развлечений в более раннем возрасте было практически невозможно, так как участие в такой игре требует от каждого игрока достижения определенного уровня развития по целому ряду параметров.
Во-первых, ребенок должен обладать хорошими социальными навыками: у него должна сформироваться не только потребность в совместной игре со сверстниками, но и достаточная социальная компетенция - предполагается его умение договариваться с другими людьми, пользуясь вербальными (языковыми) и невербальными средствами, прогнозировать ход событий, понимать позиции в игре других детей.
Во-вторых, от участников требуется достаточное развитие памяти, чтобы запомнить все правила и удерживать их в ходе игры.
В-третьих, дети должны иметь хорошо развитые волевые качества, чтобы подчинять свои действия и желания правилам игры.
Так что если вы заметили, что ваш сын или дочь в свободное время принимает участие в таких сложноорганизованных играх, как "казаки-разбойники", то вам точно есть чем гордиться! Можно считать, что ваш ребенок стал полноправным членом общества (пока детского) и принял участие в коллективной деятельности (пока игровой).
Рассмотренная игра относится к подвижным, именно такие игры становятся особенно популярны в начальных классах. К шести годам дети достигают определенной уверенности во владении своим телом и хотят пробовать свои силы вновь и вновь, совершенствуя физические навыки. Какая деятельность предоставляет наибольшие возможности для этого? Разумеется, игра, причем подвижная.
Так, в играх наподобие "салки", "вышибалы", "резиночки", "десяточки", "классики" дети умело сочетают приятное с полезным: радость от движения и общения с тренировкой ловкости, меткости, быстроты реакции, координации и пр.
Конечно, вы вспомните, что двигательные игры ваш ребенок любил всегда, в том числе и до школы. Совершенно верно. Но большинство этих игр принципиально отличались от тех, которыми дети увлекаются в младших классах.
Например, малыши (до пяти лет) любят гоняться друг за другом, но в лучшем случае это облечено в игру "Баба-яга" (где водящий - страшный персонаж, от которого нужно увернуться остальным, иначе их постигнет участь быть съеденными - выйти из игры или стать водящим), в худшем - просто беготня с неопределенной последовательностью смены ролей. У более старших детей такие элементарные "догонялки" трансформируются в игру "салки", где правила точно определены, причем есть варианты игры и дополнительные соглашения о "домиках", возможности "выручать" осаленного и т. п. Ученики начальных классов могут менять эти соглашения, принимая чье-нибудь предложение ("А давайте, тот, кого осалят, будет..."), но, как только игра начнется, правило, принятое пять минут назад, станет нерушимым и все участники будут внимательно следить за его выполнением.
Такие правила часто призваны усложнить действие так, чтобы для его выполнения игрок должен был продемонстрировать лучшие физические навыки. Вообще, в этот возрастной период простые игры уже не кажутся ребятам привлекательными. Как и в учебе, их начинает интересовать не только результат, но и процесс преодоления трудностей, собственного роста и самосовершенствования.
Если вы обратили внимание, что вашего ребенка больше интересуют старые, хорошо освоенные игры и он не желает усложнять их условия, то это может быть признаком того, что у вашего сына или дочери повышенная тревожность, мешающая получать новые впечатления и принимать новые условия, либо конкретный вид умений, востребованных в данной игре, не очень хорошо развит и ребенок это чувствует, либо ваш малыш еще не наигрался в игры предыдущего возрастного периода и поэтому не может перейти к новым. В любом случае такое наблюдение должно стать поводом для размышлений над особенностями ребенка: его эмоциональным состоянием, физической и интеллектуальной развитостью, способностью к самоконтролю и пр.
Кроме подвижных стихийных игр дети шести-десяти лет с успехом осваивают и традиционные спортивные игры, правила которых приходят к ним от взрослых и поэтому не изменяются на основе договоренности между детьми, то есть являются почти нерушимыми. Это игры в футбол, волейбол, пионербол, баскетбол, чехарду и др. Такие игры, особенно командные, удовлетворяют сразу нескольким потребностям детей: желанию быть включенным в группу (ощущать объединенное "мы"), соревноваться, участвовать в совместной деятельности, которая регулируется правилами и в которой поэтому несложно освоиться (ее можно прогнозировать и регулировать).
Вообще, коллективные подвижные игры - замечательное средство не только развить свои физические и социальные способности, но и выплеснуть накопившуюся энергию, отдохнуть от интеллектуального труда и сидения за партами.
Тем не менее наряду с ними в неучебное время можно встретить и постепенное освоение младшими школьниками новых интеллектуальных игр, тоже содержащих сложные правила, - шахмат, шашек, карточных игр, настольных игр наподобие "Эрудит" и др. Увлечение ими свидетельствует о том, что ребенок не только адаптировался к необходимости умственного труда в школе, освоил основные операции мышления, но и научился получать удовольствие от этого процесса, у него возникает желание усложнять для себя интеллектуальную задачу. Чтобы выиграть в таких играх, ребенок должен уметь не просто действовать по правилам, а прогнозировать последствия каждого своего шага, действовать целенаправленно (причем цель в таких играх довольно отдаленная), предвосхищать действия партнера, взвешивать игровую выгоду от тех или
иных возможных ходов, выбирать наиболее перспективные и т. д.
Не случайно далеко не все взрослые любят такие интеллектуальные стратегические игры. Конечно, постичь их правила под силу любому зрелому человеку, но чтобы получать от них удовольствие, необходимо иметь "излишек" интеллектуальной энергии, которую хотелось бы потратить на такую сложную разминку для ума. Поэтому дети, воспринимающие шахматы и им подобные игры в качестве развлечения на досуге (при этом знающие и реально соблюдающие все правила этих игр), поистине достойны уважения!
В возрасте старше одиннадцати лет из вышеописанных сохраняются в основном интеллектуальные игры (разумеется, не у всех) и организованные спортивные игры. Что касается непосредственно игр с правилами (как договором в группе детей), то они начинают встречаться все реже. Им на смену постепенно приходят беседы и стихийные (разовые) игры.
Автор: Татьяна Ломтева
"Психологический центр Адалин"
www.adalin.mospsy.ru